Wednesday, August 06, 2008

Why to Live All Life? Solzhenitsyn's Answer

«Для чего же жить всю жизнь?»
Ответ Солженицына


Специально для Asia-Plus
06 августа 2008



Ему нигде не жилось спокойно. У мудреца нет остановки по имени «счастье». Да он ее и не искал. «Нелюбимый пророк в России и неудобный гость на Западе», он верил в иную цель: «духовное возвышение». И скорбел, что Святую Русь больше не найти, что на его Родине «забыли Бога». И не только в России, а во всех странах, вслепую следующих за Западом...

Этим убеждениям Александр Исаевич Солженицын – русский писатель, драматург, поэт и общественный деятель, был верен до своих последних дней. До 3 августа. Он не скрывал своей неприязни к образу жизни Запада, гостеприимством которого пользовался почти 20 лет. Потребительский образ жизни для него считался симптомом декаданса и упадка нравственных ценностей.

В стране, где я родился, как и во всем Союзе, Солженицына считали когда-то «врагом народа» и «предателем». Его преследовали, не давали печататься, в конце-концов выслали за границу, лишив гражданства.

Но, Солженицын пережил Красную Империю. Как ранее он сказал в своем послании Нобелевскому комитету, «одно слово правды весь мир перетянет». И случилось, так как он сказал!

Однако, новую Россию, возникшую на обломках СССР, писатель тоже не принял. Он вновь пошел против господствующего течения и не сломился. Несмотря на многократные попытки власть имущих новой России угомонить, задобрить, «купить» мятежного писателя. Солженицыну вернули все: и российское гражданство, и дом в Подмосковье, и почет, и славу. Но вернуть ему его Святую Русь даже Кремль был бессилен…

Александр Солженицын любил свою Русь как настоящий патриот. Он остался героем, не склонившим голову перед тупой физической силой. Он всю жизнь стремился жить «не по лжи». И самой своей жизнью отвечал на вопрос Глеба Нержина (героя его романа «В круге первом»): «Для чего же жить всю жизнь? Жить, чтобы жить? Жить, чтобы сохранять благополучие тела? Милое благополучие! Зачем – ты, если ничего, кроме тебя?..»

А задается ли этим вопросом кто-то у нас - в «тихой заводи» таджикской интеллигенции? И кто способен дать на него правильный ответ как Солженицын - остаться верным своим идеалам, не поддаваться угрозам, игнорировать мимолётную официальную лесть, сохранить свою сущность? Сколь не старались превратить Солженицына в «позитивную силу двигателя», он всю жизнь остался «негативной опорой», ибо знал, что движения вперед с одними «плюсами» не бывает. Нужен и «минус». Он, как последний классик русской литературы, наверное, был и последним большим русским «минусом».

В Таджикистане когда-то торжествовал свободный дух художника, хотя недолго. Садриддин Айни, Джума Одина, Сотим Улугзода, Лоик Шерали, Бозор Собир - каждый в какой-то степени был противовесом правительству. Но ни один из них не достиг вершин признания как Солженицын. И почти ни у одного не было такого «хеппи-энда» как у русского писателя. Александр Солженицын был недоволен Россией Путина и открыто об этом говорил. А взамен получал от Путина самые высокие награды. Наш единственный поэт-диссидент при жизни Бозор Собир долго скитался по миру, несколько раз менял свои взгляды, вернулся в Таджикистан в надежде быть признанным народом и правительством. Но и он не стал «таджикским Солженицыным»: не хватало в нем солженицынского духа стойкости, а власти, наверное, не хватило путинской отваги вознаградить своего именитого оппонента. Собиру досталась чужбина и забытье.

Существование свободного пера, неподвластного капризам властителей, считается одним из признаков динамизма творческого сознания в обществе. Этого у нас остро не хватает. Проявлять несогласие с властью для таджикской интеллигенции - верх безумия. Такая позиция поощрялась испокон веков. Кажется, таджикские поговорки вроде «Поникшую голову и меч не сечет» (Сари хамро шамшер хам намебурад) и «Язык лишит нас головы» (Забони сурх сари сабз медихад ба бод) оставили свой глубокий след в нашем подсознании. Но если не поднять голову и не выражать свое мнение вслух, может ли что-то измениться к лучшему?

Практика доказывает обратное. И все больше нам не хватает своего Солженицына - честного, бесстрашного, мыслящего патриота, кому неравнодушна судьба нации. Ибо однополюсное общество с послушной придворной интеллигенцией, на самом деле, двигается вспять...

No comments: